Новый законопроект предусматривает, что подавать заявление об отчуждении (например, регистрации договора купли-продажи) недвижимости в электронной форме с электронной подписью будет возможно только при наличии в ЕГРН специальной отметки о возможности этого.
Такую отметку предполагается проставлять исключительно на основании письменного заявления собственника или его представителя. Такое заявление можно будет подать лично или по почте. В том случае, если заявление подаётся по почте, подпись на нм необходимо будет заверять нотариально.
В том случае, если при отсутствии такой отметки Росреестр получит заявление об отчуждении недвижимого имущества, то такое заявление не будет рассматриваться и будет возвращено.
Указанные ограничения не должны применяться в том случае, если заявление в электронной форме подаётся в интересах собственника нотариусом или органом государственной власти.
Необходимость в изменения законодательства о регистрации недвижимости в части использования электронных документов с электронной подписью назрела.
При том, что подача электронных документов о регистрации недвижимости через официальный сайт Росреестра либо через единый портал государственных или муниципальных услуг удобна и позволяет сэкономить время, однако в последнее время участились случаи мошенничества с использованием электронных подписей граждан.
Завладев сертификатом электронной подписи или подделав его мошенники подают заявления о регистрации договоров в Росреестр, таким образом регистрируя права собственности на подставных лиц. Настоящие собственники квартир и другой недвижимости зачастую узнают об этом уже постфактум.
В настоящее время установление запрета на регистрацию недвижимости с использованием электронных документов не предусмотрено, что новый закон и должен изменить.