Бухгалтерский учёт в ТСЖ

Бухгалтерский учёт в ТСЖ

Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.

Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом и, как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчётный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.

Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья (далее — ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления товарищества на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ).

Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона № 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.

В настоящее время федеральные и отраслевые стандарты, предусмотренные Законом № 402-ФЗ, находятся в стадии разработки. Так, например, Приказом Минфина России от 23 мая 2016 г. № 70н «Об утверждении Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016 — 2018 гг.» утверждена Программа разработки и внедрения в 2018 — 2020 годах новых федеральных стандартов бухгалтерского учета.

На основании статьи 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения новых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ. Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н (далее — ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.

Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н (далее — План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться товариществом в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.

ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться товариществом для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.
Статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если товарищество примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.

Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)» при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:

  • законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;
  • Планом счетов бухгалтерского учета;
  • Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
    иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и товарищества, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в Письме от 13 августа 2013 г. № 07-01-12/32729.

Вместе с тем, как следует из Письма Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 07-01-06/57795 «Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность», некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Поскольку товарищество собственников является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Из пункта 10 статьи 21 Закона № 402-ФЗ следует, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для ТСЖ, имеющих право применять такие способы в соответствии с Законом № 402-ФЗ, должны устанавливаться федеральным стандартом. Однако на сегодняшний день такого стандарта нет.

Между тем Минфин России дал разъяснения о порядке применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложив их:

  • в Информации от 29 июня 2016 г. № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее — Информация № ПЗ-3/2016);
  • Информации № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Так, в пункте 1.2 Информации № ПЗ-3/2016, пункте 1.2 Информации № ПЗ-3/2015 сказано, что организация, применяющая упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — упрощенные способы), имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. При этом необходимо исходить из требования пункта 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, согласно которому бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят:

  • из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;
  • доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания товарищества доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);
  • субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;
  • прочих поступлений.

Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов товарищества, суммы поступившего бюджетного финансирования

Поступления платежей от членов товарищества не признаются доходом ТСЖ и отражаются в учете в качестве средств целевого финансирования. Планом счетов для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счёт 86 «Целевое финансирование». Причем Инструкцией к счету 86 «Целевое финансирование» определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Поступившие от членов ТСЖ средства отражаются записью по дебету счетов 50 «Касса», 51 «Расчётные счета» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Бюджетные средства могут быть получены ТСЖ только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название средств целевого финансирования. Еще в 1997 году Приказом Госстроя от 14 июля 1997 г. № 17-45 «Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья» были утверждены Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья. В Рекомендациях сказано, что средства целевого финансирования ТСЖ образуются, в частности, из целевых взносов домовладельцев и средств бюджетного финансирования, в том числе по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

К счету, на котором учитывается целевое финансирование, можно открыть следующие субсчета:

  • 86-1 «Целевые взносы собственников жилья»;
  • 86-2 «Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг»;
  • 86-3 «Дотации из местного бюджета»;
  • 86-4 «Скидки льготным категориям населения»;
  • 86-5 «Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)»;
  • 86-6 «Прочие целевые поступления».

Так, например, если продажа товаров (работ, услуг) осуществляется товариществом с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования им будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых им на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот.
Средства бюджетного финансирования на компенсацию квартплаты отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счётом 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». При получении таких средств из бюджета следует сделать запись по дебету счёта 51 «Расчётные счета» и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Доходы от хозяйственной деятельности ТСЖ

В начале статьи мы сказали о том, что ТСЖ — это некоммерческая организация, то есть организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Тем не менее ТСЖ как некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой она создана, и если это соответствует такой цели. Такое право дает ТСЖ пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Если ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, например выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, не связанные с общим имуществом собственников, то ТСЖ обязано вести учет доходов и расходов от приносящей доход деятельности. Раздельный учет доходов и расходов следует вести еще и потому, что в его отсутствие ТСЖ не будет иметь права не облагать налогом на прибыль организаций целевые поступления собственников помещений.

Как показывает практика, ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, когда в его штате есть, например, слесари, электрики, сантехники. Стоимость дополнительных работ и услуг определяется ТСЖ и оформляется каким-либо внутренним документом (прайс-листом).

В статье мы также говорили, что ТСЖ должен быть разработан рабочий план счетов. И если осуществляемые расходы учитываются ТСЖ на счёте 20 «Основное производство», то к этому счёту следует открыть субсчёта для учета расходов на ведение уставной деятельности товарищества и для учета расходов на выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг).

Выручка от выполнения работ, оказания услуг признается доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами, что следует из пунктов 5, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н.

Доходы от приносящей доход деятельности следует отражать по кредиту счёта 90 «Продажи», субсчёт 90-1 «Выручка», предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета, в корреспонденции со счётом 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (либо на отдельном субсчёте к счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», в зависимости от учетной политики товарищества).

Не следует забывать о том, что выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, со стоимости дополнительных работ (услуг) следует исчислить НДС к уплате в бюджет.

Как правило, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают оказываемые им дополнительные услуги, внося денежные средства в кассу ТСЖ. Поступление денежных средств отражается записью по дебету счёта 50 «Касса» и кредиту счёта 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» (76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»).

Предположим, что слесарем ТСЖ были выполнены работы на внутриквартирном имуществе члена ТСЖ из материалов, приобретенных заказчиком. Слесарю была начислена заработная плата согласно установленным сдельным расценкам. Оплата заказчиком произведена в день выполнения работ.
Данные хозяйственные операции, связанные с приносящей доход деятельностью ТСЖ, будут отражены в учете следующим образом с применением счетов:

  • 20-2 «Затраты на ведение предпринимательской деятельности»;
  • 50 «Касса»;
  • 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками»;
  • 68 «Расчёты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда»;
  • 90-1 «Прочие доходы»;
  • 90-2 «Прочие расходы»;
  • 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
  • 90-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;
  • 99 «Прибыли и убытки».
  • Дебет 50 Кредит 62 — получена оплата от заказчика работ;
  • Дебет 62 Кредит 90-1 — признан доход от выполнения работ;
  • Дебет 90-3 Кредит 68 — начислен НДС со стоимости выполненных работ;
  • Дебет 20-2 Кредит 70 — начислена заработная плата слесарю за выполненные работы;
  • Дебет 20-2 Кредит 69 — начислены страховые взносы на сумму оплаты труда;
  • Дебет 90-2 Кредит 20-2 — списана себестоимость выполненных работ;
  • Дебет 90-9 Кредит 99 — отражен финансовый результат от выполнения работ (прибыль).

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Собственник помещения в многоквартирном доме, согласно статье 158 ЖК РФ, обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием членов товарищества. Напомним, что ТСЖ, руководствуясь статьей 137 ЖК РФ, вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома. ТСЖ вправе устанавливать на основе сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Поступление взносов от членов ТСЖ на капитальный ремонт дома отражается в учете записью по дебету счёта 51 «Расчётные счета» и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». Взносы на капитальный ремонт также не являются доходом ТСЖ, поскольку включаются в состав целевого финансирования:

  • Дебет 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование» — создан резервный фонд на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на основании решения общего собрания членов товарищества;
  • Дебет 51 «Расчётные счета» Кредит 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» — поступили денежные средства от членов товарищества на проведение капитального ремонта дома.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен как собственными силами ТСЖ, так и с привлечением подрядных организаций.

Если ремонт выполняют работники ТСЖ, то затраты на проведение ремонта будут учитываться по дебету счёта 20 «Основное производство» и кредиту счетов 10 «Материалы», 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» и других счетов.

По окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счёте 20 «Основное производство», должны быть списаны за счёт средств целевого финансирования, то есть следует составить корреспонденцию по дебету счёта 86 «Целевое финансирование» и кредиту счёта 20 «Основное производство».

Если ремонт многоквартирного дома будет выполняться с привлечением специализированных подрядных организаций, то корреспондировать с дебетом счёта 20 «Основное производство» будет счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками». Погашение задолженности перед подрядной организацией при расчётах денежными средствами отразится записью по дебету счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счёта 51 «Расчётные счета». Списание затрат на ремонт, отраженных на счёте 20 «Основное производство», как и в предыдущем случае, будет произведено за счёт средств целевого финансирования.

Учет объектов основных средств

Основным документом, устанавливающим правила учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (далее — ПБУ 6/01). Правила ПБУ 6/01 применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н (далее — Методические указания № 91н). Напомним, что и ПБУ 6/01, и Методические указания № 91н применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Условия, которые одновременно должны выполняться для того, чтобы актив мог быть принят к учету в составе основных средств, перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти условия не содержат стоимостного критерия отнесения имущества к объектам ОС, тем не менее если лимит стоимости актива, закрепленный в учетной политике ТСЖ, не превышает 40 000 руб. за единицу, то активы, удовлетворяющие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. Для определения срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете разрешено применять Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, определяемый в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01.
Основные средства на основании пункта 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен пунктами 8 — 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Обратите внимание! Согласно пункту 8.1 ПБУ 6/01 организация, которая в силу статьи 6 Закона № 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может определять первоначальную стоимость основных средств:

  • при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
  • при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.

При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит. Исключение составляют случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Если в общем случае стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, то по объектам основных средств некоммерческих организаций, а именно таковой является ТСЖ, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счёте производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Такой порядок установлен пунктом 17 ПБУ 6/01. Но если основное средство будет приобретено за счёт средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для ведения этой деятельности будет использоваться, то амортизацию по нему следует начислять в общем порядке.

Обратите внимание! В соответствии с пунктом 19 ПБУ 6/01 ТСЖ, которое в силу статьи 6 Закона № 402-ФЗ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией. Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике.

Кроме того, им предоставлено право начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учету.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Стоимость выбывающих основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счёт прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено пунктом 31 ПБУ 6/01.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, учитываются на счёте 01 «Основные средства». Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Допустим, что товарищество за счёт целевых поступлений приобрело офисную технику, которая будет использоваться для ведения уставной деятельности. На счетах бухгалтерского учета ТСЖ должны быть отражены следующие записи с применением счетов:

  • 01 «Основные средства»;
  • 08-4 «Приобретение объектов основных средств»;
  • 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств»;
  • 51 «Расчётные счета»;
  • 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 83 «Добавочный капитал»;
  • 86 «Целевое финансирование»;
  • 010 «Износ основных средств».
  • Дебет 51 Кредит 60 — произведена оплата поставщику за офисную технику;
  • Дебет 08-4 Кредит 60 — поступившая оргтехника отражена в составе вложений во внеоборотные активы;
  • Дебет 19-1 Кредит 60 — отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;
  • Дебет 08-4 Кредит 19-1 — учтена в составе вложений во внеоборотные активы предъявленная поставщиком сумма НДС;
  • Дебет 01 Кредит 08-4 — отражена в составе объектов основных средств приобретенная оргтехника по первоначальной стоимости;
  • Дебет 86 Кредит 83 — отражено использование средств целевых поступлений;
  • Дебет 010 — начислен износ по приобретенному основному средству (ежемесячно в течение установленного срока полезного использования).

Мы рассмотрели учет основных средств, являющихся собственностью самого ТСЖ как некоммерческой организации. Но товарищество может приобретать и объекты основных средств, которые будут являться общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такие объекты отражать на своем балансе ТСЖ не вправе. Их учет ведется на забалансовом счёте, например 014 «Объекты общего имущества».

На счетах бухгалтерского учета приобретение объектов основных средств, являющихся общим имуществом собственников помещений, будет отражено следующими записями:

  • Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» — приобретены объекты основных средств — общее имущество;
  • Дебет 86 «Целевое финансирование» Кредит 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» — отражено использование средств целевого финансирования;
  • Дебет 014 «Объекты общего имущества» — отражено общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Please wait...
Метки: , |